Яссы гидравлические и механические
Яссы представляют собой раздвижные устройства, которые приводятся в действие натяжением проволоки. Они предназначены для создания динамических ударов. Гидравлический ясс для удара вверх срабатывает автоматически, когда его плунжер достигает участка цилиндра диаметром большим, чем диаметр плунжера, что приводит к резкому увеличению его скорости. Механический ясс предназначен для создания удара вверх и вниз.
Яссы предназначены для создания ударных импульсов вверх или вниз в процессе проведения работ с канатным инструментом в скважине, при посадке и съеме оборудования, спускаемо-го на проволоке.
Яссы служат для обеспечения освобождения пакера или прихваченного в скважине инстру-мента, так как они позволяют наносить ударные нагрузки на нижнюю часть компоновки.
Конструктивно яссы представляют собой трубу в трубе или два звена цепи, имеющие сво-бодное перемещение в пределах определенной длины. В самопаде предусматривается устройство, обеспечивающее захват ударной штанги и долота на забое и сбрасывание их по-сле окончания хода балансира вверх.
Яссы гидромеханические типа ГМ предназначены для создания ударных нагрузок при лик-видации аварий в скважине.
Яссы типа ЯГЗ разработаны и применяются в комплексе с оборудованием МИГ-127 и МИГ-146. Ясс этого типа устроен следующим образом.
Яссы отрытого типа, помимо ограниченного применения на минимальных глубинах, име-ют ограничение и в глубоких скважинах, так как для их срабатывания требуются повышен-ные растягивающие нагрузки.
Яссы закрытого типа более эффективны, так как тормозная камера у них заполнена вязким маслом и герметично изолирована от внешней среды. Благодаря этому исключается закли-нивание штока шламом, а значение нагрузки, создаваемой в яссе, не зависит от гидростати-ческого давления в скважине. Кроме того, заполнение тормозной камеры маслом различной вязкости дает возможность выбирать необходимое значение удара.
Яссы гидравлические открытого типа ЯГ
Конструктивные особенности:
– зависимость усилия срабатывания ясса от гидростатического давления столба бурового раствора;
– простота конструкции;
– удобство в обслуживании;
– ограниченность применения при высоких значениях гидростатического давления.
Место размещения в компоновке ИПТ и принцип действия:
Ясс устанавливается над пакером. При передаче растягивающих усилий в случае прихвата хвостовика или пакера в кольцевой полости между корпусом ясса и подвижным штоком об-разуется гидравлический затвор. Дальнейшее перемещение деталей возможно при условии, если растягивающее усилие превысит усилие, равное произведению неуравновешенной площади между внутренней поверхностью корпуса и наружной поверхностью штока на ве-личину гидростатического давления на глубине нахождения ясса. По мере движения штока уплотнительный элемент попадает в область, где гидравлическое сопротивление исчезает. Под воздействием упругого сжатия колонны труб шток ясса наносит удар по торцевой части корпуса. Повторные удары осуществляются также посредством сжатия и последующего натяжения колонны труб.
Основные параметры ясса гидравлического:
- диаметр наружный – 39 мм;
- длина – 720 мм; длина хода штока – 220 мм;
- ударная нагрузка, передаваемая на извлекаемый объект – 385 кг, не менее.
Ударные механизмы ( яссы) широко применяются при ликвидации прихватов, вызванных заклиниванием, прилипаниями на большую высоту, а также обвалами. При работе с исполь-зованием ясса разрушается в зоне заклинивания связь между прихваченной частью колонны и стволом скважины. Ударные механизмы ( яссы) широко применяются при ликвидации прихватов, вызванных заклиниванием, прилипаниями на большую высоту, а также обвалами. При работе с использованием ясса разрушается в зоне заклинивания связь между прихвачен-ной частью колонны и стволом скважины. Наиболее широко применяют такие механизмы, как механический ударный (ГУМ) и выбрационный (ВУК) механизмы.
Выпускаются ремонтные и буровые яссы, правого и левого исполнений.
На сегодняшний день выпускают принципиально новые, крутильные яссы правого и левого исполнения, предназначенные для освобождения прихваченного оборудования крутильными ударами, направленными как вверх, так и вниз.
Яссы гидравлические ЯГБ включают сборные корпус и шток, которые образуют герметичную шлицевую часть, обеспечивающую передачу крутящего момента, и гидроударник сило-вой гидроцилиндр с упругим металлическим поршнем. Поршень и шлицевое устройство размещены в герметичных маслонаполненных камерах.
При прихвате бурильной колонны и создание на крюке осевого усилия, растягивающего или сжимающего колонну, в поршневой камере создается давление 500-800 кг/см², которое после определенной временной выдержки (20-40 секунд) резко сбрасывается, что приводит к осевым ударам, освобождающий колонну от прихвата.
Яссы гидравлические ремонтные производятся под шифром – ЯГР-95, ЯГР-105, ЯГР-124, правого и левого исполнений.